
Логопед советует родителям
Как правило, правильное произношение ребенком звуков происходит к 4-5 годам. Но при этом, не все дети способны самостоятельно постичь тонкости родной речи, а родители не всегда могут определить какие-либо дефекты речи либо не придают этому большого значения, ошибочно полагая, что проблемы исчезнут сами собой.
Обычно трудности в произношении вызывают следующие звуки:
• шипящие: ж,щ, ш, ч;
• свистящие: с, з, сь, зь, ц;
• сонорные: р, л, рь, ль.
При патологическом косноязычии (дислалии) у ребенка наблюдается произношение, не соответствующее возрастным нормам. При этом ребенок произносит звуки с сильным нарушением или вовсе не способен к воспроизведению некоторых из них, в результате чего он осознанно пропускает такие звуки в своей речи.
Первым этапом постановки проблемного звука стоит начать с подражания окружающей среде. Как, например, звук «ззз» — писк комара, «жжж» — жужжание пчелы, «ррр» — рычание собаки и т.п. Если ребенок не может воспроизводить звук по подражанию, в таком случае прибегнуть к артикуляционной гимнастике, которая подготовит органы речи для произношения конкретного звука.
Подготовительные неподвижные упражнения:
• Лопаточка – широкий язык распластать по нижней губе и держать так 10 секунд.
• Чашечка – широко раскрыть рот, широкий язык поднять к небу, не касаясь зубов, на 10-15 секунд.
• Иголочка — рот открыть и высунуть узкий язык максимально вперед на 10-15 секунд.
• Горка – рот прикрыт, к верхним коренным зубам приподнять боковые края языка, а кончиком языка упереться в нижние зубы. Держать 15 секунд.
• Часики – предложите поиграть ребенку в часики, имитируя языком ход маятника.
• Лошадка – сымитируйте цокот лошадиных копыт и попросите ребенка повторить за вами. Проследите, чтобы малыш прямо поднимал кончик языка.
• Качели – попросите ребенка высунутым языком попеременно тянуться то к носу, то к подбородку 15 раз.
• Варенье – сидя с малышом перед зеркалом, сымитируйте, что вы покушали варенья, и у вас испачкалась верхняя губа. Предложите ребенку слизать варенье, при этом делая широким языком СВЕРХУ-ВНИЗ по верхней губе.
• Маляр – представьте с ребенком, что язык – это маляр, который красит. Рот приоткрыть, языком облизать верхнюю губу, потом нижнюю и так по кругу. Повторять 10 раз.
При таких корректирующих играх необходимо использовать зеркало, которое даст возможность наблюдать за правильной постановкой языка, губ.