Занятия по исправлению произношения должны содержать в себе не только чистую постановку звуков, но и развитие речи в целом – словарное развитие, грамматическое оформление, развитие навыков связной речи. А так как одними из причин неправильного звукопроизношения является недостаточное развитие мышц губ и языка или дефекты в строении речевых органов – неправильный прикус, короткая уздечка языка, то и первоначальные занятия мы должны начинать с артикуляционной гимнастики, с разработки артикуляционных мышц. Весь комплекс таких упражнений (а еще и занятия по развитию мелкой моторики, пальчиковый игротренинг) мы уже описывали в предыдущих статьях. Поэтому сегодня мы будем говорить лишь о тех заданиях, которые нас интересуют. А интересует, в последнее время, многих родителей постановка и исправление свистящих звуков.

Итак – свистящие звуки. Мы рассмотрим постановку звуков С, СЬ, З, ЗЬ.

Эта группа звуков бывает часто нарушена у детей. Малыши могут заменять эти звуки на другие, произносить их межзубно, или язычок пропускает воздух через боковые края – и мы слышим какие-то хлюпающие звуки, а иногда и вовсе эти звуки и вовсе «опускаются».
Разберем сначала правильный уклад органов артикуляции при произнесении звука С. Губы слегка растянуты в улыбке, видны передние зубы, кончик языка упирается в нижние резцы, передняя часть спинки языка выгнута. Боковые его края прижаты к коренным зубам. Вдоль языка по его средней линии образуется желобок. Сильная струя выдыхаемого воздуха, проходя через эту щель, вызывает свистящий шум. Голосовые складки разомкнуты и не производят голос.
Подготовительная работа. А теперь «поиграем». Мы должны с малышом научиться петь песенку как большой и маленький насосы. А для этого мы должны сначала научиться различать звук С в слогах и словах. Попросите малыша хлопнуть в ладошки, когда вы произнесете слог, слово с изучаемым звуком. А еще вы должны научиться делать упражнения из артикуляционной гимнастики – «бегемотики», «лягушка и слоник», «месим тесто», «печем блинчики», «чистим зубки», «киска сердится». А для того чтобы «петь» любимый звук насосов, надо еще научиться сильно и правильно дуть. Здесь поможет дыхательная гимнастика – «чей ветерок сильнее?» (вытянув губки трубочкой дуть с силой себе на ладошку), «сдуй снежинку» (улыбнуться, немного высунуть язычок и положить его в широком виде на нижнюю губку и, сделав вдох, как бы произносим долгий звук ФФФ и «сдуваем» снежинку с ладошки).

Приемы постановки звуков.

1) Улыбнуться, оттянуть уголки рта так, чтобы были видны зубы, подуть на кончик языка для получения свистящего шума, типичного для С (кончик языка при этом упирается в нижние зубы).
2) Если нарушение боковое, т.е. слышится булькающий звук, то нужно улыбнуться, оттянуть уголки рта, язык при этом слегка высунут изо рта, кончик его находится между зубами, и в этом положении подуть на кончик языка. Получается межзубный звук. После его закрепления язык перевести за зубы и получить звук С, как описано в 1).

Закрепление правильного произнесения звука С.

А дальше начинается самая длительная работа по закреплению правильного звука в речи. Сначала можно придумать массу упражнений – игр для закрепления только одного звука. Например – мы «идем» по роялю (пальчиками) а наш насос любит петь песенку «С-С-С». Наступая на каждую последующую клавишу мы произносим звук С. Или насос любит путешествовать по разноцветным дорожкам и также петь свои песенки, только дорожки должны быть еще и разной длины.
Потом идет работа по закреплению звука в слогах. Здесь мы можем поиграть в мячик, подбрасывая который, произносим слоги – СА, СЫ, СУ…, а потом и обратные – АС, ОС, УС… Или повторяем за насосом – СА – СО – СУ – СЫ…
Кропотливая работа по закреплению звука в словах начинается с произнесения слов, начинающихся на данный звук в паре с разными гласными звуками. Это – сад, сало, сани, сахар, сок, сода, сокол, суд, сумка, судно, сыр, сыро, сэр… Сначала мы отрабатываем слова с первым ударным слогом, потом можно взять и такие как – сапог, самокат, сундук… Затем берем слова со звуком с в середине слова (сначала в прямых, затем и в обратных слогах – лиса, посадка, косынка…), слова со стечением звуков (слова, слава, станция…), слова, заканчивающиеся на звук С ( пес, нос, поднос…).
Далее идет закрепление звука во фразах, чистоговорках. Малыш повторяет завами – «Я пью сок, вот белый пес…, са-са-са – вот лиса, су-су-су – я вижу лису…, ста-ста-ста – у лисы нет хвоста…
Заканчивается работа закреплением звука в связной речи. Здесь мы учим стишки со звуком С, типа: Спит спокойно старый слон, стоя спать умеет он. Учим отвечать на вопросы по картине – какие из нарисованных предметов начинаются на звук С, заканчиваются…. Вместе тренируемся произносить скороговорки, типа: у маленького Сани сани едут сами, сани едут сами у маленького Сани.

При произнесении СЬгубы растягиваются еще больше и напрягаются. Переднесредняя часть спинки языка перемещается несколько выше и вперед.
Звук СЬ легко ставится по подражанию после закрепления твердого звука С. Здесь мы можем поиграть в маленького братика насоса – насосика – улыбайтесь сильней и песенка маленького братишки обязательно получится. Закрепление мягкого звука происходит по такой же схеме, как и у твердого звука С.
При произнесении З и ЗЬ в добавление к парным им глухим появляется голос и напор воздушной струи ослабевает. Звук З ребенок легко произносит по подражанию после того, как был закреплен звук С, так как артикуляция звуков З и С одинакова. Звук З отличается от звука С лишь тем, что он звонкий. Можно поиграть в «друга» насоса – комара. А чтобы научиться «петь» его песенку, надо выполнить все упражнения по аналогии со звуком С.

Вообще свистящие звуки вызывают много трудностей при постановке, поэтому если после предварительной работы, артикуляционных и дыхательных упражнений этот звук не получается, будет лучше, если вы обратитесь к логопеду.

Комментарии запрещены.

Реклама