Мешочек, впусти!
Цель: расширение активного словаря, упражнение в правильном произнесении звуков.
Игровой материал: разнообразные миниатюрные игрушки, изображающие предметы обихода, животных, транспорт и пр.; красивый непрозрачный мешочек, собранный сверху на тугой резинке.
Содержание игры.
Дети сидят на стульчиках полукругом. Перед ними на большой стол психолог ставит коробку с игровым материалом, открывает ее, вынимает одну за другой игрушки, показывает их детям и раскладывает на столе рядами.
Затем показывает им мешочек: «Смотрите, какой красивый мешочек. Нравится? Он пришел поиграть с вами. Он умеет открываться и впускать игрушку, вот так» — психолог показывает, как растягивается собранный на резинке вход и как мешочек пропускает игрушку. Затем подзывает ребенка и предлагает ему взять со стола игрушку.
«Скажи, что ты взял? Что это такое? Для чего это нужно? (помогает ребенку уточнить назначение предмета). А теперь подойди к мешочку и скажи: «Мешочек – мешочек, пожалуйста, впусти!» — и назови то, что у тебя в руках. При правильном выполнении задания ребенком психолог хвалит его. Если ребенок ошибается в названии игрушки или произносит слова невнятно, тихо, мешочек сжимается и не впускает игрушку, а психолог просит его повторить слова, назвать предмет громко и отчетливо. Если это у него опять не получается, взрослый просит помочь остальных участников игры. Два ребенка вместе могут говорить слова, мешочек открывается и впускает игрушку.
Вызывая детей по очереди, психолог старается все время поддерживать связь с другими участниками игры. Он просит их оценивать правильность сказанного и помогать тому, кто затрудняется или робеет, не решаясь самостоятельно действовать и говорить.
Правила игры:
1.Брать со стола только ту игрушку, которая лежит на краю стола и является первой в ряду.
2.Называет игрушку только тот, кто ее взял.
3.Нельзя мешать вызванному ребенку и подсказывать название игрушки
В игре можно использовать образную игрушку, например, зайчика, который будет комментировать выполнение задания ребенком, хвалить его.
Не надо забывать в ходе игры поощрять детей за организованное поведение, готовность помочь друг другу и правильное название игрушки.
Зайчик и мишка.
Цель: развитие пространственного мышления и воображения; приучать детей различать и обозначать наречиями и предлогами пространственные отношения между предметами.
Игровой материал: две образные игрушки (желательно зайчик и мишка), примерно одинакового размера и привлекательные для детей; Небольшой стол, покрытый тканью, и открытая ширма. Можно внести дополнительные декорации – куст, дерево, забор и пр.
Содержание.
Игра начинается с рассказа психолога: «Жили – были два неразлучных друга – зайка-незнайка и мишка-шалунишка. Они любили вместе играть и баловаться. Хотите с ними познакомиться? Давайте позовем их вместе: «Зайка! Мишка! Идите к нам!» Дети вместе со взрослым зовут друзей, которые тут же появляются с противоположных сторон стола (в руках взрослого) и приближаются друг к другу – зайка прыжками, мишка вразвалочку. Они останавливаются на небольшом расстоянии друг от друга, кланяются и здороваются: «Здравствуй, зайка! – «Здравствуй, мишка!» «Вот они и встретились, — говорит психолог детям. – Посмотрите внимательно и скажите, как они стоят – напротив друг друга или рядом?» Дети хором отвечают.
«Правильно, они стоят напротив друг друга» и продолжает: «Зайка, иди ко мне поближе, давай посидим вместе. Зайка приближается к мишке, игрушки поворачиваются лицом к детям, садятся, мишка обнимает зайчика.
«Теперь как они сидят – напротив или рядом?» — «Правильно, рядом, очень близко друг к другу».
Вдруг зайчик вскакивает и убегает от мишки. «Догоняй меня! – говорит он. Мишка неуклюже старается догнать зайчика, но никак не может и говорит: «Ой, устал, отдохнем немножко!» Игрушки останавливаются, а психолог спрашивает детей: «Только что они были близко, а теперь близко или далеко?» Дети отвечают. «А кто из них впереди и кто позади?» дети отвечают, а психолог оценивает их ответ.
Неожиданно зайчик подбегает к мишке, прыгает ему на спину и садится верхом. Мишка становится на четвереньки и возит зайчика по сцене. Во время остановки психолог спрашивает детей, кто из персонажей находится внизу, а кто наверху.
После этого начинаются веселые проказы игрушек: мишка и зайка догоняют друг друга, зайка прячется за спиной мишки и поглядывает на ребят, мишка поднимает зайчика, они прыгают, кувыркаются, прощаются с детьми и убегают со сцены.
Где спрятался зайчик?
Цель: развитие пространственных представлений и их словесного обозначения: развитие творческого мышления.
Игровой материал: образная игрушка – зайчик; дополнительно можно использовать предметы кукольной мебели, посуду, машинки и пр.
Содержание.
«Хотите сегодня поиграть в загадки? Только это будут особенные загадки! Нужно отгадать, где спрятался зайка – озорник и что он там делает», — говорит психолог детям и предлагает им занять свои места. Затем подзывает кого – нибудь из детей и предлагает ему отойти подальше, стать спиной к детям, закрыть глаза и руками уши и не оглядываться, пока его не позовут.
Психолог шепотом сговаривается с остальными детьми, куда спрятать зайчика, предлагает место. «Давайте поставим зайку на аквариум, пусть он посмотрит, как плавают рыбки». Психолог просит детей не выдавать секрет.
«Пора!» — говорят хором дети и водящий пускается на поиски. Психолог предупреждает, что он должен не только найти зайчика, взять и принести его, но и сказать, где он его нашел и что зайчик там делал. Если ребенок затрудняется в правильном словесном обозначении места, психолог предлагает детям помочь ему. Кто – либо из детей подходит к водящему и подсказывает ему на ушко, где спрятался зайчик. Но загадку, что он там делает, ребенок должен отгадать самостоятельно. В этом ему может помочь наводящий вопрос психолога. Если ответ правильный, дети хлопают в ладоши и говорят: «Молодец!» Затем выбирается новый водящий.
Отгадай – ка!
Цель: развитие целостных представлений об окружающих предметах (синтез, обобщение).
Игровой материал: предметные картинки (овощи, посуда, животные и т.д.).
Содержание.
Дети сидят на стульчиках. Перед ними на столе психолог раскладывает картинки изображением вниз. Затем вызывает кого – нибудь из детей и назначает своим помощником – он будет помогать загадывать загадки. Помощник берет любую картинку, показывает ее психологу и вместе с ним рассказывает о ней, перечисляя характерные признаки изображенного предмета и раскрывая его назначение. Название самого предмета при этом не дается. Например: «Этот предмет желтый, круглый, кислый, его режут и кладут в чай». Загадка адресуется всем детям, они должны назвать описанный предмет. Психолог и его помощник говорят текст, играющий роль сигнала: «Кто загадку отгадает и картинку назовет, тот ее себе возьмет». Ребенок, который первым отгадал загадку и сказал ответ, не нарушив правила (т.е. после слов текста), получает картинку. Затем психолог вызывает нового помощника и т.д.
Парные картинки.
Цель: учить детей сравнивать предметы по совокупности отличительных признаков, а также по их назначению.
Игровой материал: парные картинки разных серий – цветы, деревья, овощи, фрукты, животные, предметы обихода, люди и пр.
Содержание.
Игра проводится с небольшой группой детей 4 – 6 человек. Все садятся за один стол вместе с психологом. Психолог открывает коробку с картинками, достает некоторые из них, показывает детям, вызывая интерес. Затем он размешивает картинки и раздает их по 4 штуки каждому ребенку. Несколько картинок психолог берет себе, при этом пара к одной из его картинок есть у кого – либо из детей.
Дети рассматривают свои картинки, затем переворачивают их изображением вниз. Психолог произносит слова: «Разноцветные картинки показали свои спинки и попрятались от нас. Мы поищем их сейчас!»
С этими словами психолог открывает одну из своих картинок (пара от которой есть у кого – либо из детей). «Посмотрим, что у меня здесь прячется». Он называет изображенный предмет и кратко описывает его отличительные признаки, например: «Вот какая кукла у меня спряталась. Смотрите, у нее косички с красными ленточками, на ножках белые носочки, а платье красное. У кого из вас прячется такая же кукла? Поищите ее, найдите и нам покажите!» Психолог кладет картинку на середину стола, чтобы всем было видно, а дети ищут картинку у себя. Тот, кто найдет картинку у себя, кладет ее рядом для сравнения. Отвечая на вопросы психолога, дети называют отличительные признаки предмета, изображенного на картинке, и сравнивают предметы друг с другом, обосновывают тождество двух картинок.
Отыгранная пара картинок убирается в коробку, а психолог предлагает кому – нибудь из детей открыть одну из своих картинок, назвать изображенный предмет и описать его признаки. Затем предлагает малышу повторить слова: «У кого прячется такая же картинка? Поищите ее, найдите и нам покажите!» Подобранную картинку кладут для сравнения на середину стола и т.д.
Очень важно, чтобы игра проходила живо, интересно и не превращалась в формальное и тягостное для малышей упражнение. Играя, дети учатся рассуждать и передавать словами особенности изображенных предметов. С решением такой задачи они могут справиться только при активной помощи взрослого, который направляет вопросами их внимание и рассуждения. Вот почему нужна продуманная формулировка каждого вопроса. И в то же время вопросы не должны носить формальный, прямолинейно – учебный характер – в них могут быть и шутка, и подсказка воображаемых действий, и пр.

Комментарии запрещены.

Реклама