Одним из нарушений звуковой стороны речи является ринолалия, которая характеризуется нарушением тембра голоса (он приобретает носовой оттенок) и звукопроизношения. Эти недостатки обусловлены анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
Ринолалия бывает открытая и закрытая. При открытой ринолалии струя воздуха во время акта речи проходит через нос, а не через рот. Это бывает вследствие расщепления твердого и мягкого нёба, пареза мягкого нёба после дифтерии. Поскольку мягкого нёба нет или его деятельность недостаточна для созда ния перегородки между ротовой и носовой полостью, струя воздуха, не встречая преграды, идет в нос, и речь становится непонятной, приобретает носовой оттенок.
Дети с расщеплением твердого или мягкого нёба нуждаются в помощи логопеда как в дооперационный, так и в послеоперационный период. В дооперационный период у ребенка подготавливают к операции мышцы и ткани, вырабатывают навык направлять воздушную струю через рот, вызывают возможные звуки; в послеоперационный период идет постановка звуков. Пластическую операцию таким детям делают по показанию врача, и обычно к школе ребенок, систематически занимаясь у логопеда, полностью исправляет речь.
Взрослый должен помогать ребенку вводить поставленные логопедом звуки в речь. Кроме того, он может оказать большую помощь ребенку, проводя с ним игры на развитие речевого (ротового) дыхания. Во время артикуляционной гимнастики и занятий по звукопроизношению особое внимание При закрытой ринолалии закрыт проход воздуха в нос (разращения в носу, полипы, искривление носового хода). Носовые звуки м и н заменяются соответственно звуками б и д. Для исправления этого недостатка необходимо удаление аденоидов, лечение прогреванием и т. п., чтобы дать открытый доступ воздуху в нос. В дальнейшем необходимы занятия у логопеда.
Взрослый после операции должен следить, чтобы ребенок закрывал рот и дышал носом. Несколько раз в день с ним можно проделывать следующие упражнения: 1) закрывая поочередно то левую, то правую ноздрю, дышать спокойно другой. Рот должен быть закрыт; 2) делать вдох ртом, а выдох носом. Повторять это упражнение 3-4 раза; 3) делать вдох носом, выдох ртом. Повторять это упражнение 3-4 раза; 4) петь звук м на мотив любой песни.

Комментарии запрещены.

Реклама