Крупная моторика
Тренировать в выполнении следующих действий:
3 мес. Удерживать голову по средней линии, лежа на спине.
4 мес. Лежа на животе, опираться на предплечья; при поддержке в вертикальном положении стоять с опорой на ноги.
5 мес. Сидеть с поддержкой, удерживая голову прямо; переворачиваться на бок; лежа на животе, вытягивать руку вперед.
6 мес. Переворачиваться со спины на живот; сидеть с опорой на руки.
Мелкая моторика
Развивать следующие умения:
3 мес. Удерживать вложенную в кисть игрушку; сжимать и разжимать пальцы, когда в руку попадают податливые предметы (бумага, ткань); следить за движением своей руки; иногда самостоятельно захватывать предметы.
4 мес. Тянуться и захватывать игрушку; трясти вложенной в руку погремушкой.
5 мес. Захватывать предмет и тянуть его в рот; ощупывать пальцем контур предмета.
6 мес. Захватывать предметы разной величины, в том числе и мелкие; держать в каждой руке по одному предмету и действовать руками по отдельности; перекладывать предметы из одной руки в другую.
Чтобы сформировать эти навыки, взрослый должен выполнять перечисленные действия руками ребенка. Необходимо привлекать внимание ребенка, побуждать его взять предмет.
Если в 2-3 месяца игрушки подвешивают на уровне полусогнутых рук, то в 4-6 месяцев — на расстоянии вытянутых рук. В 3 месяца непроизвольно попадая рукой по игрушке, ребенок будет учиться захватывать ее и производить ощупывание, обращать зрительное внимание на игрушку. В 4-5 месяцев все меняется. Зрительное восприятие вызывает движения руки к предмету (именно этим вызвано то, что игрушки в этом возрасте вешают дальше). Необходимо помнить, что речь развивается лучше на основе развития предметно-практического опыта.
Зрительное восприятие
Стимулировать формирование следующих навыков:
3 мес. Следить за перемещением лица взрослого, предмета на расстоянии 20-80 см, следить за своей рукой и за предметом в руке.
4 мес. Рассматривать игрушку, находящуюся в руке.
5 мес. Рассматривать отражение в зеркале, узнавать знакомые объекты в быту.
6 мес. Перекладывать игрушку из одной руки в другую при зрительном контроле, проявлять ориентировочную реакцию в новом месте, понимать выражение лица взрослого; рассматривать крупные картинки.
Слуховое восприятие
Стимулировать формирование следующих навыков:
3 мес. Прислушиваться к музыке, выделять голос матери, замирать при появлении нового звука на фоне других, гулить в ответ на общение.
4 мес. Поворачивать голову в сторону источника звука, трясти погремушку и прислушиваться.
5 мес. Внимательно смотреть на объект, издающий звук.
6 мес. Реагировать на свое имя, понимать некоторые команды с жестовым подкреплением (иди к маме, дай-дай-дай, на), имитировать звуки разной высоты и частоты, прислушиваться к шепоту.
Импрессивная речь
Обучать ребенка реагировать на свое имя, понимать ситуативную речь, выполнять элементарные речевые инструкции с жестовым подкреплением.
В этот период игрушки должны быть реальными, не перегруженными лишними деталями, не абстрактными. Лучше отбирать игрушки, названия которых легко усваиваются детьми, с ударением на первый слог (кукла, мишка, зайка, кубик, кошка и т.д.). Во время игры с игрушками, их надо обязательно называть (Какой хороший мишка! Давай поиграем с кошкой! и т.п.). Глаголы, из которых состоит инструкция должны быть одними и теми же и повторяться по многу раз. В этот период ребенок начинает усваивать не только предметный, но и глагольный словарь.
Примерные игры
Игра «Где мама?» В 5-6 месяцев ребенок начинает узнавать мать. Необходимо связать образ матери со словом «мама». Для этого ребенок должен слышать это слово, когда мать берет его на руки, кормит, играет (Сейчас мама покормит тебя. Поиграй с мамой. Где мама?).
Экспрессивная речь
На протяжении возрастного периода от 3 до 6 месяцев необходимо активизировать речевую продукцию ребенка (гуление — с 2 месяцев, лепет — с 5,5 месяцев). Выполняя действия в быту, комментировать их словами. Проводить специальный массаж мимических и артикуляционных мышц (губ, языка, мягкого неба).
Примерные игры
Игра «Баба, папа, мама» Игра заключается в совместном лепетании взрослого и ребенка. К концу первого полугодия у ребенка возникает способность к подражанию. Поэтому можно начать игру, отчетливо произнося слоги. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок хорошо видел лицо и губы говорящего. Вызвав ребенка на разговор, необходимо дать ему «высказаться» демонстрировать готовность его слушать, кивать головой в знак согласия и понимания того, что он говорит. Таким образом можно говорить про бабу, маму и папу (произносить слоги ба-ба-ба, па-па-па, ма-ма-ма).
Интеллект
Способствовать формированию целенаправленных действий:
4 мес. Выделять интересующий объект, поворачиваться к нему, узнавать мать среди других взрослых.
5 мес. Реагировать на новый предмет, обстановку, нового человека.
Эмоции, коммуникация
Стимулировать формирование навыков:
3 мес. Реагировать на тактильный контакт со взрослым, смеяться.
6 мес. Проявлять активную реакцию на «своих» и «чужих».
Самообслуживание
6 мес. К этому возрасту необходимо обучить ребенка принимать густую пищу с ложки.
Игра
Формировать навыки:
3 мес. Рассматривать вложенную в руку игрушку.
5 мес. К этому возрасту ребенок необходимо научить ребенка подолгу играть с подвешенными игрушками, эмоционально реагировать на игровые действия.

Комментарии запрещены.

Реклама