Диалог — разговор, беседа — является основной формой речевого общения ребенка со взрослыми и своими сверстниками.
Обучение речи в детском саду протекает в двух формах: 1) в свободном речевом общении, 2) на специальных занятиях. Диалог возникает преимущественно в свободном речевом общении и является базой для естественного развития произносительных, грамматических навыков, обогащения словаря детей, базой для приобретения навыков связной речи. Диалогу учат и на специальных занятиях, но таких занятий бывает, как правило, 1—2 в месяц; в свободном же общении ребенок вступает в диалог с воспитателем или с другими детьми в течение всего времени его пребывания в детском саду. Возвращаясь домой, он продолжает диалог со своими домашними.
Обучение детей диалогической, или разговорной, речи обычно происходит в форме беседы (разговора), т. е. обмена репликами между взрослым и ребенком или между самими детьми.
Известно, что в школьной педагогике беседой в терминологическом смысле слова называют один из методов передачи теоретических знаний по любому предмету — по природоведению, истории, правописанию и т. д. То, что в процессе беседы развивается и умение беседовать, т. е. развивается умение вести диалог, и, следовательно, речь обогащается соответствующими синтаксическими формами, а также лексикой, отражающей данную область действительности, не принимается во внимание. Иначе говоря, в школе беседа как речевой акт — не самоцель, а средство передать знания; обогащение речи детей в процессе беседы воспринимается просто как дополнительное положительное явление.
В дошкольном учреждении беседа проводится именно для развития речи детей. Но поскольку речь обязательно отражает, кодирует явления действительности, беседа в дошкольном учреждении, как и в школе, дает знания. Содержание бесед определяется «Программой воспитания в детском саду». Беседы ведутся: 1) о самом ребенке («Где У Вити носик? Покажи свой носик». — «Вот где у нас носик!»); 2) о семье (сначала: «Кого ты любишь? — «Папу!»; «Покажи, как ты любишь папу?» — «Вот как крепко»; несколько позже: «Кто твой папа?» — «Мой папа работает на машине. Я буду, как папа»; еще позже: «Кем ты будешь, когда вырастешь?» — «Я буду работать на экскаваторе, как мой папа. Мой папа хорошо работает, его портрет на Доске почета!»); 3) о труде взрослых в детском саду (повара, дворника, нянечки и др.); 4) о предметах быта и труда (мебели, посуде, одежде, бытовых орудиях труда, средствах передвижения и т. д.); 5) о природе в разные времена года (неживой и живой — растениях, животных, диких и домашних); 6) об общественной жизни: о знаменитых людях, о героях труда, о героях, совершивших военные подвиги при защите Родины, о В. И. Ленине — основателе нашего государства.
Беседу воспитателя с детьми, возникающую в ‘свободном речевом общении, назовем неподготовленной беседой, чтобы отличить от нее беседу как специальное занятие, к которой детей заранее готовят, и, следовательно, являющуюся подготовленной беседой.
Неподготовленная беседа, например, во время умывания, за завтраком, при сборах на прогулку, на прогулке, во время игры или труда и т. д., неподготовленной в собственном смысле этого слова является только для детей (они не знают, о чем с ними будут говорить, к чему привлекут их внимание); воспитатель же должен быть обязательно подготовлен к любому виду общения с детьми уже тем, что он получает профессиональное образование, важнейшим компонентом которого является умение говорить с детьми так, чтобы своей речью учить их родному языку. Он должен хорошо владеть разговорным синтаксисом родного языка, его интонациями; если же этого нет, то встает вопрос о его профессиональной непригодности. Таким образом, к беседе, возникающей спонтанно в силу необходимости в речевом общении, воспитатель не готовит специально грамматическую форму своей речи и ее звучание (фонологию), доверяясь своему языковому чутью, но тему каждой беседы он обязан готовить.
Тему беседы воспитатель записывает в свой дневник (план работы на день) одним словом или словосочетанием. Например, «Программа воспитания в детском саду» рекомендует проводить с детьми третьего года жизни беседы на общую тему «Одежда», а в дневнике воспитателя может стоять «Шапка» или «Пальто» и др.; для бесед с детьми пятого года жизни «Программа…» рекомендует, например, тему «Работа повара», а воспитатель этой группы записывает в своем дневнике «Щи», «Морковные котлеты» и т. д.; для бесед с детьми седьмого года жизни «Программа…» предлагает тему «Труд в природе», а в дневнике — «Сгребаем листья», «Подкармливаем птиц», «Сажаем помидоры» и т. д. Следовательно, в речевом плане каждая тема неподготовленной беседы обозначается определенной лексической доминантой: «шапка», «щи», «овощная рассада» и т. д. От воспитателя требуется, чтобы он знал, о чем поговорить с детьми, и тогда другие слова, связанные со словом-доминантой, в процессе беседы придут сами собой.
В качестве примеров приведем почти дословную запись бесед воспитателей детских садов Москвы и Курска с детьми разных возрастов (речь детей записана точно только в синтаксическом отношении, фонологические индивидуальные особенности не учтены).
С детьми трехлет. Неподготовленная беседа во время одевания на прогулку.
Воспитатель. На дворе осень. Надо шапки надеть хорошенько. Шурик, у твоей шапки такой красивый помпон! Кто тебе связал такую отличную шапку?
Шурик. Бабуся. Она… нитки… и…
Воспитатель. Шапку связала бабушка из шерстяных ниток. Прекрасная шапка вышла! Да, Шурик?
Шурик (пытаясь сказать правильно, но еще не выговаривая все слова). Прекрасная шапка. Бабуся связала из ниток шерстяных.
Воспитатель. А тебе, Надя, кто такую ярко-синюю шапку связал? Какие ленты красивые!
Надя. Мама купила… в магазине.
Воспитатель обращается с подобными же вопросами ко всем детям, кому он помогает надеть шапки: у каждой отмечает цвет, какую-либо деталь (помпон, шишку, узор, ленты и т. д.). Дети отвечают, что-то добавляют от себя.
Воспитатель. Шурик, натяни шапку на уши! Шапка должна защищать уши от ветра. Натянул? Тепло тебе?
Шурик. Натянул. Тепло.
Тот же вопрос в различной форме воспитатель задает и другим детям.
На прогулке воспитатель выбирает момент, чтобы снова фиксировать внимание детей на шапке. Возможны вопросы:
— Вы чувствуете, как свежо на дворе?
— Какое время года сейчас? Осень?
— Летом было теплее? Помните, как сильно пригревало солнце летом, когда мы на даче к речке ходили?
— Дети летом панамки носят?
— Сейчас в панамках не пойдешь! Холодно! Сейчас вязаные шапки нужно надевать, не то застудишь уши. Недолго и заболеть!
С детьми пяти лет. Неподготовленная беседа во время посещения кухни детского сада.
Воспитатель. Дети! Кто помнит загадку про овощи?
Нина. Сидит красная девица в темной темнице, а зеленая коса на улице.
Воспитатель. У тебя хорошая память, Ниночка. Толя, ты помнишь отгадку?
Толя. Помню, морковка.
Воспитатель. Хорошо! Боря, пожалуйста, сходи на кухню и узнай у повара, Ирины Семеновны, будет ли она сегодня к обеду что-нибудь из морковки готовить. Дети, как Боря должен спросить Ирину Семеновну?
Саша. Ирина Семеновна, у нас будет к обеду что-нибудь из моркови?
Вася. Ирина Семеновна, вы готовите сегодня что-нибудь из моркови?
С е н я. Ирина Семеновна, скажите, пожалуйста, вы морковку готовите?
Вова. Ирина Семеновна, пожалуйста, приготовьте сегодня морковь!
Валя. Ирина Семеновна, что… пожалуйста…
Воспитатель. Сначала надо извиниться перед Ириной Семеновной, что мы ее беспокоим, а уж потом и вопрос задать. Спроси теперь ты, Люся. (Вызывается ребенок с наиболее развитой речью.)
Люся. Ирина Семеновна, извините, пожалуйста, вы готовите сегодня к обеду что-нибудь из моркови?
Воспитатель. Так, хорошо. Валя (ребенок, которому хуже других даются вопросы), повтори. Теперь, Боря, иди к Ирине Семеновне.
Повар, конечно, должен быть заранее предупрежден о таком визите, его ответ: «Я сегодня готовлю вам морковные котлеты на второе».
С детьми шести лет.
Неподготовленная беседа во время высадки рассады помидоров в бумажных горшочках на грядки. На каждом горшочке написано имя ребенка — хозяина горшочка.
Воспитатель. Дети, вы все принесли свои горшочки с рассадой?
Дети. Все!
Воспитатель. Как же мы будем узнавать, где чье растение, когда закопаем горшочки в почву?
Нина. Можно не до края закопать горшочки, чтобы имя было видно.
Петя. Можно палочки длинные воткнуть в горшочки и на палочках написать наши имена.
Воспитатель. Вот два предложения: Нина советует не закапывать горшочки целиком, оставив на виду надпись, а Петя предлагает сделать длинные палочки, написать на них имена их хозяев заново и воткнуть в горшочки или рядом с горшочком, чтобы не повредить корни рассады. Обсудим оба эти предложения. Какое из них лучше? Как ты считаешь, Галя?
Галя. Давайте не закапывать до конца.
Воспитатель. А что станет с нашими надписями, когда мы, высадив горшочки в грядку, польем ее? Вова?
Вова. Надписи залепятся грязью, и их не будет видно.
Воспитатель. Правильно, Вова.
Петя. Я лучше, чем Нина, придумал!
Воспитатель. Так говорить, хваля самого себя, нескромно. Пусть другие скажут.
Толя. Петя хорошо придумал.
Воспитатель. Почему?
Толя. Потому, что высокие палочки…
Воспитатель. На высоких колышках…
Толя. …На высоких колышках будут хорошо видны надписи…
Воспитатель. … и можно будет поливать растения, не боясь, что надписи сотрутся. Скажи, Толя, всю эту фразу целиком.
Толя. На высоких колышках будут хорошо видны надписи, и можно будет поливать помидоры… растения…
Воспитатель. … не боясь…
Толя. … не боясь, что надпись сотрется.
Воспитатель. Отлично. Теперь пусть Вова и Галя пойдут к плотнику Семену Владимировичу и спросят, нет ли у него таких длинных колышков. Нам нужно 25 штук. Кстати, эти колышки пригодятся нашим растениям, когда они подрастут. Но это вы увидите летом. Как вы объясните Семену Владимировичу, для чего нам нужны колышки?
Каждый ребенок предлагает свой вариант разговора с плотником. Воспитатель выбирает самый короткий и ясный и рекомендует малышам именно так объяснить плотнику свою просьбу.
К разговору о растениях, их росте, колышках и тому подобном воспитатель возвращается, добавляя попутно новые слова, в течение весны, лета и осени неоднократно, когда дети наблюдают за ростом своих растений.
Анализируя речь воспитателя в приведенных выше трех фрагментах бесед, возникших в свободном общении с детьми разных возрастов, можно заметить, что он активно работает прежде всего над обогащением словаря детей — помогает осознать смысл известных детям слов; побуждая детей повторять синтаксические конструкции фраз, употребленных воспитателем, он тем самым отрабатывает с ними грамматические навыки. В процессе беседы воспитатель почти не исправляет фонетические погрешности детей: это делается намеренно, чтобы не смутить ребенка, не выключить его из беседы.

Комментарии запрещены.

Реклама