С детьми 2-х-3-х лет уже можно и нужно проводить небольшие занятия по развитию речи (7-10 минут). Тем не менее главным средством развития речи ребенка продолжает оставаться полноценная речевая среда.
К этому возрасту, ребенок набрал достаточный словарный запас, состоящий из названий предметов, их признаков, действий. Теперь нужно навести порядок во всем этом многообразии и узнать кое-что новое.
Предметный словарь
Необходимо познакомить детей со словами-обобщениями (одежда, мебель, обувь и т.п.). Это удобно сделать, если не забывать давать определения предметам по их родовой принадлежности. Например: хлебница — это посуда для хлеба, ромашка — это цветок. Называя слова-обобщения, Вы сформируете понимание таких слов, а затем незаметно научите ребенка правильно пользоваться ими. Используйте такие фразы как: Сложи свою одежду аккуратно. Давай достанем игрушки. Сначала нужно помыть овощи, а затем есть.
Перечень лексических тем:
Фрукты: яблоко, груша, лимон, апельсин, мандарин, персик, абрикос и т.д..
Овощи: морковь, картофель, репка, редька, редиска, свёкла, лук, чеснок, помидор, кабачок, огурец, перец, тыква, укроп, петрушка, горох и т.д.
Ягоды: клубника, смородина, крыжовник, малина, черешня, вишня, слива, земляника, черника, брусника и т.д.
Цветы: одуванчик, ромашка, мак, кувшинка, подснежник, ландыш, роза, гвоздика, тюльпан, лилия, астра и т.д.
Деревья: береза, дуб, осина, клен, орешник, липа, рябина, ива, ольха, тополь, ель, сосна и т.д.
Домашние животные: лошадь, конь, жеребенок, жеребята; корова, бык, теленок, телята; овца, баран, ягненок, ягнята и т.д.
Дикие животные олень, олениха, олененок, оленята; заяц, зайчиха, зайчонок, зайчата; лось, лосиха, лосенок, лосята; еж, ежиха, ежонок, ежата и т.п.
Домашние птицы петух, курица, цыпленок, цыплята; селезень, утка, утенок, утята; индюк, индюшка, индюшонок, индюшата и т.п.
Дикие птицы ворона, воробей, синица, снегирь, голубь, дятел, сорока, грач, галка, кукушка, соловей, сойка, жаворонок, сова, ласточка.
Насекомые бабочка, комар, жук, муха, кузнечик, таракан, стрекоза, муравей, пчела, оса.
Рыбы окунь, лещ, щука, сельдь, ерш и т.п. по желанию
Имена прилагательные
Названия основных цветов. Это удобно сделать, называя цвета одежды, игрушек, посуды, рассматривая картинки в книжке и называя цвета изображенных предметов: «Где наша белая кофта?», «Будешь зеленое яблоко?» и т.п.
Форма предметов. Прежде чем Вы познакомите ребенка с такими словами как «круглый», «квадратный», «овальный», нужно чтобы ребенок усвоил такие понятия как «круг», «квадрат», «овал».
Размер предметов Помимо понятий «большой», «маленький», которые ребенок к этому возрасту уже знает, необходимо усвоить слова и понятия «широкий», «узкий», «длинный», «короткий», «высокий», «низкий».
Различные качества предметов — «холодный», горячий», «теплый», «сухой», «мокрый», «Чистый», «грязный».
Следите за тем, чтобы имена прилагательные употреблялись и в мужском, и в женском и в среднем роде.
Глагольный словарь
Чем больше умеет делать Ваш ребенок, тем больше он будет знать и говорить слов-действий.
Следите за тем, чтобы сходные действия, имеющие свои названия, назывались разными словами (шьет, вяжет, вышивает; бежит, летит, ползет, плывет).
Покажите разницу между продолжающимся действием и закончившимся (варит, сварила).
Наречия
Чтобы ребенок лучше ориентировался в пространстве и времени используйте в своей речи слова «близко», «далеко», «рядом», «высоко», «низко», «вверху, «справа», «слева» и т.п. Обязательно подкрепляйте эти слова наглядным показом, жестами, интонацией. Начинать знакомить ребенка с этими словами можно с того момента, когда ребенок начал ходить. После 2-х лет эти слова можно вводить в активную речь.
Развитие грамматического строя речи
Беседа по сюжетной картине (иллюстрации). Вопрос взрослого должен быть построен так, чтобы при ответе на него ребенок должен был употребить ту или иную грамматическую форму.
Грамматические формы, которые Вам нужно будет закрепить:
Имена существительные:
Сопоставление форм В.п. и И.п.
Дательный и творительный падежи
Родительынй падеж.
Предложный падеж. Сопоставление Предложного, винительного и родительного падежей.
Имена прилагательные. Проследить изменение по числам, родам, и падежам.
Глаголы прошедшего времени (изменение по родам и числам).
Развитие связной речи
В три года начинается подготовка детей к рассказыванию. Ребенок учится слушать взрослого, высказываться в присутствии других людей, описывать предмет, опираясь на вопросы взрослого.

Комментарии запрещены.

Реклама