Крупная моторика
Тренировать в выполнении следующих действий:
7 мес. Переворачиваться с живота на спину, лежа на животе и опираясь на предплечье одной руки, другой рукой тянуться за игрушкой, ползать по-пластунски.
8 мес. Самостоятельно садиться и уверенно сидеть, вставать на колени, стоять с поддержкой.
9 мес. Сидя без опоры, поворачиваться в стороны; ползать на четвереньках.
10 мес. Вставать у опоры.
11 мес. Ходить за движущейся опорой, стоять самостоятельно, ходить с поддержкой за одну или две руки.
1 год Ходить самостоятельно.
Мелкая моторика
Учить ребенка:
7 мес. Активно захватывать игрушку из любых положений, перекладывать из руки в руку, захватывать мелкие предметы.
8 мес. Использовать для захвата большой палец, поднимать предмет двумя руками, брать удаленный предмет, отталкивать мяч в случайном направлении.
9 мес. Снимать со стержня пирамидки несколько колец; брать мелкие предметы указательным и большим пальцами; хлопать в ладоши (игра «ладушки»).
10 мес. Нанизывать кольца на стержень пирамидки; исследовать предмет на ощупь; пользоваться указательным жестом.
11 мес. Активно пользоваться указательным жестом, бросать предметы в игре.
1 год Перелистывать страницы у картонной книги, опускать мелкие предметы в узкое отверстие.
Примерные игры
Игра «Сорока, сорока»
Зрительное восприятие
Развивать навыки:
7 мес.Зрительно контролируя свои действия, захватывать игрушку из любых положений; стучать предметом о предмет.
8 мес. Различать близких и знакомых; обращать внимание на мелкие предметы (крошки хлеба, бусинки и т.п.).
9 мес. Искать взглядом спрятанную на глазах игрушку.
10 мес. Узнавать себя и близких в зеркале.
11-12 мес. Рассматривать фотографии, мелкие предметы с четкими контурами; показывать по названиям отдельные предметы в быту; наблюдать за взрослым, когда он пишет или рисует.
Слуховое восприятие
Формировать способность:
7 мес. Повторять интонацию речи взрослого.
8 мес. Проявлять интерес к предметам, издающим звук.
9 мес. Воспроизводить новые услышанные звуки, совершать плясовые движения под веселую музыку.
11 мес. К этому возрасту необходимо сформировать способность находить источник звука, находящий за спиной.
1 год Уже должна быть сформирована способность повторять знакомые двусложные слова.
Импрессивная речь
Стимулировать способность ребенка:
7 мес. Понимать команды с жестовым подкреплением, выделять по слову части лица у куклы и у взрослого.
8 мес. Зрительно дифференцировать названные знакомые предметы, понимать некоторые речевые команды без жестового подкрепления.
9 мес. Уверенно показывать части лица на кукле.
10 мес. узнавать предметы на однопредметных картинках.
11 мес. Понимать слово «нельзя».
1 год Хорошо различать однопредметные картинки.
Примерные игры
Игра «Экскурсия по дому» Взрослый совершает с ребенком прогулку по комнатам, где в разных местах помещены знакомые малышу предметы (чашка, бутылочка, ложка, штанишки, стульчик и т.п.). Взрослый смотрит на предмет и говорит: «Где наша кроватка?». Добиваясь, чтобы ребенок посмотрел вместе с ним на кроватку. После этого говорит: «Вот наша кроватка!». Затем надо подвести ребенка к указанному предмету, дать потрогать его и при этом все время говорить, употребляя название предмета.
Если достаточно часто (5-10 предъявлений) называть предметы, ребенок установит связь между словом и предметом/человеком и сам будет показывать его по просьбе. Этот навык сформировывается у детей к 10-12 месяцам. Игры-подражания:
Махать ручкой (до свидания), поднимать вверх ручки (какой большой), махать двумя ручками (птичка летит) и т.д.
Игра «Ладушки» с проговариванием. Если ребенок не начинает хлопать сам, можно начать с пассивных движений, хлопая его ручками. Необходимо добиваться того, чтобы малыш «делал ладушки», сначала подражая движениям, а затем при слове «ладушки» или про произнесении потешки.
Экспрессивная речь
Учить ребенка:
9 мес._ Повторять новые слоги, подражая взрослому.
11 мес. Называть людей и предметы слогами.
1 год Говорить несколько первых слов.
Интеллект
Развивать навыки:
7 мес. Исследовать игрушку (трясти, стучать, катать и т.п.).
9 мес. Реагировать действием на фразы: помаши ручкой, дай ручку и т.п.
11 мес. Узнавать значение коротких фраз: где мячик?, покажи носик и т.п.
1 год Искать спрятанную игрушку.
Примерные игры
«Прятки» На глазах ребенка взрослый накрывает игрушку полотенцем или коробкой и просит ее найти.
Конструирование
Стимулировать выполнение действий:
9 мес. снимать со стержня пирамидки несколько колец.
10 мес. Нанизывать кольца на стержень пирамидки.
11 мес. Ставить кубик на кубик.
Эмоции, коммуникация
Стимулировать своевременное развитие у ребенка следующих коммуникативных и эмоциональных навыков:
8 мес. Адекватно эмоционально реагировать в ответ на общение.
9 мес. Легко идти на контакт со взрослым на игровом, эмоциональном уровне.
1 год Отчетливо проявлять эмоциональное состояние мимикой, двигательными и голосовыми реакциями, махать рукой на прощание, по просьбе обнимать родителей, проявлять робость, стеснительность, любопытство.
Примерные игры
Игра «Скок-поскок, молодой дроздок» Ребенка держат на коленях и в ритме потешки подкиывают вверх, приговаривая:
Скок-поскок!
Молодой дроздок
По водичку пошел,
Молодичку нашел.
Молодиченька,
Невеличенька:
Сама с вершок,
Голова с горшок.
Шу-вы! Полетели! (при этих словах поднимают ручки ребенка)
На головку сели (ручки опускают на голову ребенку).
Игра «Тюшки-тютюшки» Ребенка подкидывают вверх перед собой и ловят, приговаривая:
Тюшки-тютюшки,
На горе пичужки,
Там Ванюшка бывал,
Пичужку поймал.
Самообслуживание
Развивать умения:
7 мес. Пить из бутылочки, придерживая ее руками; направлять бутылочку ко рту.
8 мес. Пить из чашки, которую держит взрослый.
9 мес. Грызть сухарик, печенье.
10 мес. Прожевывать полутвердую пищу (банан, мягкую грушу и т.п.).
1 год Помогать одевать себя (подавать руку, ногу).
Игра
Учить ребенка:
8 мес. Повторять знакомые действия за взрослым (стучать предметом о поверхность стола и т.п.).
9 мес. Осваивать новые действия, повторяя их за взрослым (складывать предметы в ведерко и пр.).
1 год Играть самостоятельно (катать машинку; нанизывать кольца на стержень пирамидки; прикладывать телефон к уху и т.д.).