А-А-А
Артикуляция — (articulare-чётко произносить; лат.) работа органов речи при произнесении слогов, слов, фраз. Органы артикуляции: губы, язык, нижняя челюсть, глотка. Точная артикуляция даёт чёткую, чистую речь.
Атака звука — начало звука, момент его образования. Атака звука оказывает большое влияние на дальнейшее голосообразование. Мягкая атака делает голос бархатным.
Аудиторный шок — или сценический страх — состояние эмоционального напряжения при выражении мыслей, в результате чего люди испытывают затруднения в речи с окружающими.
Аграфия — (a-grapho-не пишу; лат.) расстройство речи, выражающееся в нарушении письма, полная утрата способности письма.
Алалия — (a-lalia-нет речи; лат.) отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и сохранных умственных способностях.
Алексия — (a-lego-не читаю; лат.) неспособность овладеть процессом чтения.
Амнезия — (a-mneme-нет памяти; лат.) нарушение памяти.
Афазия — (a-phasis-нет речи; лат.) утрата речи — полная или частичная, обусловленная поражением головного мозга. Афазия отличается от алалии тем, что при афазии происходит утрата уже развившейся речи, тогда как при алалии нарушается сам процесс развития речи.
Афония — (a-phone-нет голоса; греч.) отсутствие звучного голоса.
Адекватный — то есть соответствующий чему-то.
Авторитарный — характеристика человека, использующего, в основном, методы давления (приказы, распоряжения) на других людей.
Аттракция — привлекательность человека.
Аффект — бурная эмоциональная вспышка. Сопровождается утратой контроля.
Б-Б-Б
Барьеры общения — психологический феномен, возникающий в ходе общения между собеседниками. Речь идёт о возникновении чувства неприязни, недоверия к говорящему, которое распространяется на передаваемую им информацию.
Баттаризм — нарушение речи, при котором слова произносятся в чрезмерно быстром темпе, не чётко, не договариваются.
В-В-В
Высказывание — единица сообщения, обладающая смысловой целостностью.
Вербальный — словесный.
Визуальное общение — зрительный контакт.
Г
Гаммацизм — недостаток произношения звука [ Г ].
Голос — звуки, возникающие вследствие колебания голосовых связок при разговоре, пении, смехе и пр.
—высота голоса — физиологическое свойство речевого голоса, управляемое напряжением голосовых связок и частотой их колебаний. Раличают: высокий речевой голос — развитое головное звучание; низкий — развитое грудное звучание; средний — смешанное звучание.
—диапазон голоса — обьём звука, то есть интервал между самым высоким и самым низким звуком голоса. Голос с большим диапазоном звучания обладает гибкостью, подвижностью, переливами звука.
—полётность голоса — длительность звучания отдельных фраз, слов и звуков. Когда звук насыщен интонациями, слова произносятся эмоционально, ясно, чётко, речь оратора достигает дальних уголков аудитории.
—тембр голоса — индивидуальная звуковая окраска, качество голоса — характерное для каждого человека.
—поставленный голос — голос наиболее полно и всесторонне развитый, с большим диапазоном, силой, звучностью, гибкостью.
Гендерный аспект — особенности психики человека, обусловленные его половой принадлежностью. Мужчины и женщины к одной и той же проблеме подходят по-разному.
Д
Диалог — (dialogos-греч.) попеременный обмен репликами двух и более людей.
Дикция — (dictio-произнесение; латин.) отчётливое, ясное, чистое произношение слов, звуков в разговоре, пении и пр.. Отсутствие речи-скороговорки, проглатывания отдельных звуков и слогов. Отсутствие дефектов речи.
Дискуссия —(discussio-рассмотрение; латин.) корректное обсуждение спорного вопроса. Для дискуссии характерны: чётко сформулированная тема, стремление придти к единому мнению.
Диспут — (disputare-рассуждать; латин.) публичная речь под руководством ведущего для установления истины — на научную или общественно важную тему.
Дисграфия — (dis-grapho-плохо пишу; латин.) нарушение письма; так называемое, косноязычие в письме.
Дислексия — (dis-lego-плохо читаю; латин.) нарушение чтения, связанное с нарушением или недоразвитием некоторых участков коры головного мозга. Чтение замедленное, угадывающее с фонетическими искажениями; непонимание смысла прочитанного.
Дислалия — (dis-lalia-плохо говорю; латин.) расстройство устной речи, выражающееся в нарушении произношения звуков речи. У детей, как правило, сопровождается нарушениями письменной речи.
Дизартрия — (dis-arthron-расстройство сочленения; латин.) нарушение произношения, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ограничена, связана подвижность органов речи, поэтому произношение затруднённое. Часто речь плохо развита в целом.
Дисфония — (dis-phone-расстройство голоса; греч.) расстройство голоса.
Дыхание — условно разделяют на: ключичное, грудное и брюшное.
—грудное — дыхание, при котором рёбра, поднимаясь, увеличивают обьём грудной клетки в её средней части. При этом голос быстро утомляется.
—ключичное — короткое, поверхностное дыхание.
—брюшное — дыхание диафрагмальное: диафрагма сокращается и увеличивает обьём грудной клетки.
Е
Ж
Жест — движение рук, выражающее внутреннее состояние человека или указывающее на что-то.
З
Задержка речевого развития — нарушение нормального темпа развития речи, отставание в развитии речи.
Задержка психического развития — нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребёнок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных интересов.
Заикание — логоневроз, нарушение плавного течения речи судорожными запинками.
Защитные механизмы — совокупность бессознательных приёмов, с помощью которых человек оберегает себя от психических травм.
И
Интонация — (intono-громко произношу; латин.) совокупность звуковых элементов речи (силы, высоты, тембра, длительности звучания). Интонация создаёт дополнительный оттенок смысла, подтекст речи, помогает лучше понять высказывание. Если речь насыщена интонациями — она особенно понятна и красива.
—интонация включает: ритм, темп, тембр и мелодику речи. Мелодика — переливы голоса для вопроса, восклицания или утверждения. Ритм — равномерное чередование ударных и безударных слогов (разных по силе голоса и длительности). Темп — скорость произнесения речи. (При ускоренном — снижается внятность; при замедленном — снижается выразительность). Тембр — эмоциональная окрашенность фразы, придающая речи разные оттенки: удивления, радости, грусти и т.д.
Интеллект — вся познавательная деятельность человека.
Идентификация — уподобление себя другому. Взгляд на вещи и события с его точки зрения.
Интегральный — цельный, единый.
Интроверсия — направленность человека на свой внутренний мир.
Иррадиация — распространение прцесса возбуждения или торможения.
Иррациональный — фантастический, надуманный.
К
Коммуникация — (communico-общаюсь; латин.) контакты, общение, обмен информацией между людьми.
Коррекция произношения — исправление недостатков произношения.
Каппацизм — недостаток произношения звука [ К ].
Культура речи — многозначное понятие, включающее в себя: правильность речи, то есть владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, лексики, грамматики и стилистики), и речевое мастерство, то есть умение выбирать из существующих вариантов наиболее точный в смысловом отношении, стилистически и ситуативно уместный, выразительный и т.п. Культура речи предполагает высокую общую культуру человека.
Катарсис — эмоциональная разрядка.
Кинесика — совокупность движений тела, мимики, жестов.
Клаустрофобия — страх перед ограниченным пространством.
Комплиментарный — неравный.
Конформность — согласие с группой, коллективом.
Л
Ламбдацизм — неправильное произношение звука [ Л ]. Распространённый недостаток речи.
Лексикон — словарный запас.
Логическая пауза — пауза, разделяющая речь говорящего на речевые такты в соответствии со смысловыми и грамматическими связями между словами, характеризуется изменением высоты тона и голоса.
Логическое ударение — выделение наиболее важного слова в ряду остальных слов для придания предложению точного смысла. Логическое ударение падает на то слово, которое имеет существенно важное, по намерению говорящего, значение.
Логичность речи — коммуникативное качество речи. Для достижения логичности речи следует добиваться смысловой непротиворечивости высказывания.
Логопедия — (logos-слово,учение, paideia-воспитание; греч.) отрасль специальной педагогики, в задачу которой входит изучение развития речи, недостатков речи, разработка путей профилактики и преодоления недостатков речи; создания условий для наилучшего развития речи.
Логофобия — (logos-учение,phobos-страх; греч.) боязнь произнесения слов, речи.
М
Мелодика речи — повышение и понижение тона голоса. Различают три вида мелодики речи:
— повествовательная — резкое понижение голоса на последнем ударном слоге;
— вопросительная — повышение голоса на том слове, которое служит смысловым центром вопроса;
—восклицательная — свидетельствует об эмоциональном побуждении, сопровождающем речь говорящего.
Мимика — совокупность движений мышц лица, движений глаз человека, выражающая его состояние или его отношение к чему-то.
Модуляция голоса — изменение голоса по высоте, силе, тембру и длительности.
Моторика — совокупность двигательных реакций.
Монолог — устное или письменное высказывание одного человека. Монолог — значительный по размеру отрезок речи, содержащий связанные между собой высказывания. Есть три типа монологов:1) описание; 2) повествование; 3) рассуждение.
Мнемоника — приёмы, обеспечивающие запоминание при помощи искусственных ассоциаций.
Н
Навык — автоматически осуществляемое действие, не требующее сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения.
Невербальные средства общения — жесты, мимика, пантомимика, выразительные движения.
Недоразвитие речи — см. Общее недоразвитие речи.
О
Обратная связь — процесс получения информации о состоянии партнёра по общению с целью улучшения общения и достижения желаемого результата.
Общее недоразвитие речи — отставание в развитии всех сторон речи: грамматической, лексической, произносительной, скудный словарный запас и пр.
Общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми.
Органы артикуляции — губы, язык, нижняя челюсть, глотка. Точная артикуляция даёт чёткую, чистую речь.
Ономастика — наука, изучающая собственные имена.
Оппонент — противник в споре.
П
Пантомимика — совокупность выразительных движений тела, сопровождающая речь и эмоции.
Пауза — остановка в течении речи. Паузы бывают: 1) логические; 2) психологические; 3) физические.
—люфтпауза — (luft-нем.) пауза для добора воздуха.
—промежуточная пауза — определяется знаками препинания.
—психологическая пауза — обуславливается переживаниями говорящего: напряжение, припоминание, умолчание.
—соединительная пауза — для неё характерно повышение голоса на логическом слове.
—цезура — короткая пауза между фразами.
Подвижность голоса — способность голоса легко изменять свою высоту и силу. Отсутствие подвижности в голосе делает его монотонным.
Подвижность речи — способность управлять скоростью ритмического движения речи, её темпом, свободно переходя от замедленного к быстрому и наоборот. Такая способность вырабатывается в процессе тренировок.
Портаменто — лёгкое замедленное скольжение от звука к звуку с сохранением полной отчётливости всех звуков речи.
Приёмы общения — предпочтительные средства общения, включая вербальные и невербальные.
Паралингвистика — вокальные возможности голоса.
Проксемика — наука, изучающая нормы организации общения (в пространстве, во времени).
Просодика — мелодико-интонационная сторона речи.
Р
Регистр — ряд однородных звуков диапазона, воспроизводимых одним и тем же механизмом. В речевом голосе различают: грудной, головной и смешанный регистры. Границы регистров у каждого человека разнообразны. При воспитании речевого голоса следует добиваться плавного перехода от регистра в регистр.
Резонатор — полость, способная отражать звуковые волны. Голос приобретает тембр благодаря системе резонаторов.
Речевой слух — способность человека при восприятии речи улавливать и воспроизводить все фонологические средства языка. Компоненты речевого слуха:
—звуковысотный слух — способность слышать и воспринимать мелодику речи;
—ритмический слух — способность ощущать и воспроизводить в речи её внутренний темп;
—тональный слух — способность слышать и воспроизводить тембральные изменения голоса в зависимости от перемены чувств, отношений;
—физический слух — способность воспринимать звучащую речь в разных диапазонах громкости и высоты;
—фонематический слух — способность различать и воспроизводить звуки речи.
Речевой такт — (синтагма) слово или группа слов внутри предложения, которые обьединены смыслом.
Речь — система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи и хранения информации.
—внешняя — речь для других, слышимая и понимаемая окружающими людьми; состоит из речи письменной и устной;
—внутренняя — речь для себя, лишённая звукового оформления, мысленная речь.
Реактивное мышление — мышление, блокирующее возможность спокойной оценки ситуации и самоконтроля.
Ресурсное состояние — оптимальное внутреннее состояние человека. Основывается на воспоминаниях о когда-то успешно сделанной работе; о приятных состояниях уверенности и гармонии.
Рефлексия — размышление, полное сомнений, противоречий. Способность посмотреть на себя со стороны. Анализ своего психического состояния.
Реципиент — пользователь информации.
Ритм речи — последовательное чередование элементов речи через одинаковую меру времени.
Риторика — теория и мастерство гармоничной речи.
Ринолалия — (rhinos-lalia-говорю в нос; греч.) патологическое изменение тембра голоса (носовой оттенок) и искажённое произношение звуков речи.
Ринофония — изменение только тембра голоса (носовой оттенок) при нормальном звукопроизношении.
Ротацизм — часто встречающийся недостаток в произнесении звука [ Р ].
С
Саморегуляция — процесс управления человеком своими психологическими и физиологическими состояниями и поступками.
Сила голоса — зависит от амплитуды колебаний голосовых связок, которая определяется величиной воздушного давления, то есть напором выдыхаемого воздуха во время голосообразования.
Синтагматическое ударение — основное слово речевого такта.
Сигматизм — недостатки произношения звуков свистящих: [ С, З, Ц ] и шипящих [ Ж, Ш, Ч, Щ ]
Синтоническая модель общения — гармоничное общение.
Т
Темп речи — скорость речи, может измеряться количеством слов в единицу времени.
Техника общения — способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения.
Техника речи — совокупность умений и навыков, применяемых для оптимального звучания речи.
Такесика — общение людей с помощью прикосновения.
У
Ударение — различают:1) грамматическое (произнесение с наибольшей силой какого-то слога в слове); 2) фразовое (передаётся подьёмом или снижением всего контура предложения); 3) синтагматическое (основное слово синтагмы произносится с большей интенсивностью).
Уздечка — подьязычная связка. При короткой уздечке нарушается произношение звуков [ Р, Л, Ш, Ж, Ч, Щ ]. Нет необходимости хирургического вмешательства, так как есть специальные упражнения для растягивания уздечки.
Ф, Х
Фонема — звук речи. В русском языке — 42 фонемы.
Фонематический слух — способность к слуховому восприятию звуков речи — фонем. Фонематический слух играет огромную роль в овладении письменной речью.
Фонация — голосообразование.
Хиттизм — недостаток произношения звука [ Х ].
Ц, Ч
Чистота речи — чистой называется такая речь, в которой нет дефектных звуков; чужеродных литературному языку элементов: жаргонизмов, диалектизмов, вульгаризмов, слов-паразитов.
Э, Ю
Этиология — (aitia-logos-учение о причинах; греч.) учение о причинах возникновения болезней.
Экспрессия — (expressio-выразительность; латин.) сила проявления чувств, переживаний.
Эмпатия — сочувствие человеку.
Этика — учение о нравственности.
Этика медицинская — наука о необходимости нравственного подхода ко всем, без исключения, медицинским проблемам.
Этикет — правила вежливости, принятые в обществе.
Экстраверт — человек, направленный на внешний мир: общение, контакты и др.
Я
Язык — важнейшее средство общения, орудие мышления и воздействия людей друг на друга.