«Красноречие» — слово чисто русского происхождения, означающее умение говорить привлекательно, красиво, красно, убедительно. Этим же словом, издавна называли риторику – науку об ораторском искусстве.

В древней Руси красноречие называлось вещанием. Вещание разви­валось главным образом на народных собраниях — вечах. В этот период, кроме вещания, развивались и такие виды красноречия, как торжественная, или достохвальная, военная и дипломатическая речи. Центрами «ученой» риторики являлись Киевская и Мос­ковская духовные академии.

В 1620 была написана первая русская книга по риторике. По ней более 70 лет обучали православных священников искусству красноречия в Москве, Новгороде, Ярославле, Ниловой пустыне, Соловецком монастыре. «Риторика» состояла из двух книг: «Об изобретении дел» и «Об украшении слова». Текст написан в вопросах и ответах, имитируя диалог учителя и учени­ка.

Русская церковь всегда уделя­ла много внимания совершенствованию вербального воздействия на слушателей. Развивалась гомилетика — разновид­ность ораторской речи, представленная в религиозных пропове­дях. В 1804 году Синодом был издан учебник по гомилетике «Руко­водство к церковному красноречию», который включал в себя советы священнослужителю практически на все случаи жизни, а также примеры из ранее прочитанных образцовых проповедей.

До Ломоносова все учебники и материалы по риторике были рукописными. Его трактат «Краткое руководство к красноречию», изданный в 1747 году, стал и первым печатным учебником, и первым фундамен­тальным научным трудом. Здесь переработаны предшествующие сочинения, предложен стиль риторических описаний в России не только XVIII веку, но и последующим векам. Трактат состоит из нескольких частей: 1) Изобретение; 2) О украшении; 3) Располо­жение;

4) О произношении. Во всех этих частях даются практические советы оратору.

Временем расцвета русской риторики следует считать первую половину XIX века, и особенно период после войны 1812 года, ког­да подъем общественных и патриотических настроений побуждал к развитию словесных наук, и прежде всего риторики, которая описывала как общие правила отдельных видов и родов словесности, так и правила создания сочинений. В русской риторике в основу подхода к «расположению» лег принцип семи античных основных компонентов речи (вступление, изложение, определение темы, доказательство, опровержение, отступление и заключение), которые рассматривали логические правила и законы в тесной свя­зи с вопросами выбора тона и стиля. «Изобретение давало спосо­бы думать и, думая, соединять одну мысль с другой. Расположе­ние учит соображать и, соображая, давать направление рассудку и нравственному чувству. Расположение есть действие Рассудка и Нравственного чувства, которые от частых соображений, от ча­стых примеров, сами, наконец, образуются, укрепляются и принимают надлежащее направление».

Вторую половину XIX века можно назвать временем постепен­ного упадка риторики. Из школы постепенно изгонялись прозаи­ческие деловые, научные, ораторские виды речи. При обучении язы­ку и литературе использовались только художественные тексты. В трудах, написанных в тот период, излагаются требования к оратор­скому искусству, используемые на практике. Однако эти требова­ния не находили широкого распространения в образовании.

В первые годы советской власти наблюдался подъем и интерес к устному слову. В 1918 году был создан даже Институт живого сло­ва, однако он просуществовал недолго. Содержание и форма, так необходимые риторике, подменялись революционной страстностью и убежденностью оратора. Выходившие в свет брошюры отлича­лись пропагандистской направленностью и не содержали всесто­роннего подхода к речевой деятельности, тем более к устной. «Обес­цвеченный чиновничий язык», пропущенный через газетные фразеологизмы, нашел отражение в творчестве А. Платонова.

Искусство публичного слова советского направления в России связано с развитием университетского красноречия. Лишенная парламентских форм демократии, как и других, более или менее свободных общественных трибун, передовое красноречие стреми­лось к университетским аудиториям, было чутко к влияниям вре­мени, обращалось к молодому поколению, туда, где живое слово усилиями смелых ученых начинало развиваться и совершенство­ваться на благо науки и общественного прогресса.

Динамизм социально-политических процессов современности предполагает по-новому оценить соотношение письменной и устной форм речи. Задача письменной грамотности решается в условиях средней школы. В советское время устная речь находилась несколько в сто­роне от государственных проблем образования. Сегодня, недостаток зна­ний в области устной речи призвана компенсировать учебная дис­циплина «Русский язык и культура речи». Такое название дисциплины в Государственном образовательном стандарте мас­кирует риторический смысл и содержание изучаемого предмета, а также исключает возможность подготовки учителей и препода­вателей риторики. Введение обязательной риторической дисцип­лины для студентов предполагает соответствующую переподготовку всего преподавательского состава вузов. На кафедре культуроло­гии ИППК МГУ им. М.В. Ломоносова соответствующий опыт уже накоплен и его следует распространить среди других кафедр и факультетов, а также технических вузов.

Стройная система проведения занятий по риторике сложилась в ряде вузов России. При этом, отношение к этой дисциплине, как к раз­влекательной или даже экзотической, приводит к си­туации, когда практические занятия планируются в группах из 30 — 35 студентов. По мнению самих студентов, подобное отно­шение к родному языку по сравнению с иностранными форми­рует у русских людей пренебрежительное речевое поведение в общении с сопле­менниками…

Комментарии запрещены.

Реклама